Для чего нужен билет пассажиру?

Постановлением правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112 утверждены «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Пункт № 42 вышеуказанных правил указывает, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок должен осуществляться по билетам. Однако не все перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, при предоставлении своих транспортных услуг в ответ на оплату проезда выдают билет. Порой и пассажиры, садящиеся в маршрутный автобус или маршрутное такси, после оплаты проезда не требуют ее подтверждения выдачей билета соответствующего образца по уже сложившейся привычке, положившись на добросовестность и честность перевозчика. Таким образом, пассажир, оплатив за проезд и не получив в ответ билет установленного образца, подтверждающий оплату услуги, считается не заключившим договор перевозки, поскольку согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Следовательно, единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком, является билет.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ в случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами, пассажир имеет право воспользоваться выданным билетом в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик. В случае если перевозчику не удалось обеспечить последнее, то на нем лежит обязанность вернуть денежные средства, уплаченные за проезд. Следовательно, перевозчик может отказаться возмещать стоимость проезда не имеющему билета установленного образца пассажиру, мотивируя тем, что последний не заключал с ним договор перевозки, поскольку отсутствует этому подтверждение, и переданные перевозчику в счет оплаты проезда денежные средства возвратить будет невозможно. Также, при таких условиях пассажир, вследствие причинения ему вреда при перевозке транспортным средством, осуществляющим перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам, по вине перевозчика не сможет доказать факт причинения ему вреда именно при перевозке в данном транспортном средстве, поскольку отсутствие у пассажира билета свидетельствует о не заключении договора. Стало быть, перевозчик и его страховая организация будут иметь возможность уйти от компенсации причиненного вреда пострадавшему пассажиру.

В конечном счете, перевозчик, не удостоверяя выдачей билетов оплату пассажирами проезда, нарушает не только нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере перевозки пассажиров, но и фактически лишает пассажиров возможности реализовать предоставленную им законодательством гарантию компенсации перевозчиком причиненного вреда в процессе предоставления транспортной услуги.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что при посадке в транспортное средство, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, необходимо требовать у водителя выдачу билета установленного образца, подтверждающего факт оплаты пассажиром за проезд. Только наличие билета позволит пассажиру гарантированно получить денежное возмещение как при причинении вреда здоровью при наступлении страхового случая в результате дорожно-транспортного происшествия с данным транспортным средством, так и при возврате денежных средств за не оказанную услугу в результате неисправности транспортного средства.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить
▲ наверх