Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

С 2025 года налоговые органы рассматривают жалобы в упрощенном порядке

 


С 2025 года налоговые органы рассматривают жалобы в упрощенном порядке

С 1 января 2025 года вступили в силу положения ст. 140.1 Налогового кодекса РФ, которые вводят и регулируют действия упрощенного порядка рассмотрения жалоб (так называемые «легкие жалобы») налогоплательщиков и, тем самым, позволяют максимально быстро разрешить вопросы между налоговым органом и гражданами с минимумом транзакционных издержек.

Жалоба в упрощенном порядке рассматривается при соблюдении следующих условий:
    • «легкую жалобу» можно подать только в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», а также по ТКС - по строго утвержденной форме (КНД 1110121) в соответствии с порядком представления жалоб в электронной форме, утвержденным Приказом ФНС России от 02.09.2024 № 693@;
    • заявитель должен указать в самой жалобе на упрощенный порядок ее рассмотрения. То есть, должно быть волеизъявление налогоплательщика на подачу «легкой жалобы» с проставлением соответствующей «галочки» в заявлении;
    • «легкая жалоба» должна содержать реквизиты документа, который обжалуется заявителем. В личных кабинетах обеспечивается обязательное отражение всех документов, которые могут быть обжалованы в упрощенном виде;
    • «легкую жалобу» нельзя подать на решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности по результатам выездных, камеральных проверок, на решения о привлечении (об отказе в привлечении) лица за налоговое правонарушение, а также иных мероприятий налогового контроля, а также в связи с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрение жалоб в упрощенном порядке возможно по 16 тематикам и касается всех жалоб, кроме тех, что поданы на решения, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 НК РФ. Например, в упрощенном порядке можно обжаловать:
    • приостановление операций по счетам;
    • отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки;
    • неисполнение решения суда;
    • отказ в возврате или зачете излишне уплаченного налога;
    • отказ в принятии налоговой декларации;
    • требование об уплате задолженности;
    • решение о принятии обеспечительных мер

В отличие от обычной жалобы «легкая жалоба» рассматривается не вышестоящим налоговым органом, а тем же налоговым органом, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие обжалуются.
Срок рассмотрения - семь рабочих дней со дня получения.

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются:
1) принимает решение, предусмотренное подпунктами 2 - 5 пункта 3 статьи 140 НК РФ:
    • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
    • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
    • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
    • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу;
2) принимает меры, предусмотренные пунктом 1 или пунктами 1 и 1.1 статьи 139 НК РФ:
    • устраняет нарушения прав лица, подавшего жалобу, либо перенаправляет ее со всеми документами в вышестоящий налоговый орган и сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Таким образом, после того, как налоговый орган примет «легкую жалобу», она должна быть удовлетворена полностью или частично. В случае неудовлетворения она будет перенаправлена в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в обычном порядке.


Источник фото:ФНС